Гжель – традиционная роспись на керамике, получившая известность, благодаря насыщенным кобальтовым оттенкам, яркой майолике и удивительной гармонией рисунков и орнаментов.

Свое название роспись получила, благодаря живописному подмосковному району, известному также, как «Гжельский куст». Уже более 700 лет мастера Гжели создают настоящие произведения искусства – посуду, статуэтки, предметы интерьера, расписанные яркими орнаментами, изображающими цветы, животных или пейзажи. Вся работа выполняется только вручную, что придает ей ценности. Машинной гжельской росписи не существует, каждое изделие является оригинальным, отображая частицу вложенной автором души.

История промысла

Первые официальные упоминания о регионе обнаружены в Духовной грамоте Калиты, датируемой 1328 годом, однако доказано, что Гжельские поселения существовали и активно занимались различными ремеслами еще в 11 веке, хотя гончарное ремесло в официальный список повинностей перед государевым двором не входил. Главным поставщиком гжельской глины и готовых изделий «аптекарских нужд» регион стал только в 17 веке при царе Алексее.

Главным отличием гжельской росписи является ее самобытность и индивидуальный стиль. В начале это были лепные игрушки и предметы быта с красивой и яркой майоликой, но постепенно искусство и мастерство развивались, становились более совершенными. Появились декоративные блюда и наборы посуды, высокие кумганы с дисковидным туловом. Малая пластика в виде кухонной утвари и игрушек также получила большой распространение, покоряя своими незамысловатыми рисунками и картинками, пейзажами, цветочными орнаментами.

С 19 века на территории Гжели налажен выпуск полуфаянса, ставшего переходным периодом от традиционной майолики к тонкому фаянсу и фарфору. В качестве украшения использовалась характерная подглазурная роспись насыщенных синих оттенков, монохромные рисунки, полихромный надглазурный рисунок, обилие золота и уникальное кобальтовое фоновое крытье. Особую известность получили изделия, производимые на заводах Тереховых, Барминых, а также Братьев Кузнецовых, Киселевых, Жадиных, Тулиных.

Цвета гжельской росписи

Особенностью гжельской росписи является исключительно ручная работа, в каждый орнамент художники вкладывают частицу себя и своего видения природы и окружения. Основными цветами являются:

  • белый, используемый для костяного фарфора;
  • цветная майолика;
  • оттенки кобальтового и ярко-синего цветов, начиная небесно-голубым и заканчивая насыщенным, темно-синим;
  • глухой кобальт.

Очень интересен процесс проявления характерного насыщенного цвета – во время работы он черно-белый, а синий и кобальтовый оттенки проявляются только при обжиге готового изделия при помощи высоких температур.

Основные цвета

Традиционным цветом для Гжельской росписи является ярко-синий, кобальтовый оттенок на белоснежном фоне. Выполняется роспись при помощи специального состава на основе оксида кобальта. Готовое изделие окунается в глазурь белого цвета, затем обжигается при 1400 градусах. В итоге глазурь становится прозрачной, а орнамент приобретает яркий синий цвет, само изделие становится твердым, отличается глянцевым блеском. Поверх обожженной глазури могут наноситься тонкий золотой декор или платина, после чего изделие снова подвергается обжигу.

Выделяются такие группы цветов Гжельской росписи:

  1. Надглазурная цветная роспись, дополняемая золотым и платиновым декором, кобальтовым цветом. Используется для нарядных наборов посуды, сувениров, кувшинов или чайников. Для работы используются яркие краски, надглазурная роспись, известная еще в качестве майолики. Процесс отличается трудоемкостью и сложностью, требующей от художника настоящего мастерства.
  2. Глухой фоновый кобальт подкупает необычным сочетанием изысканности и торжественной роскоши. Фоновая основа представляет собой глазурь темно-синего цвета, для росписи используется надглазурная белая краска, создающая зеркальное отражение традиционной гжели. Цветы и животные из синих становятся белыми, а сам орнамент напоминает сказочные морозные узоры, создающие эффект глубины.
  3. Костяной белый фарфор – это изделия белоснежного цвета без декора или имеющие тонкую платиновую или золотую роспись. Допускается нанесение небольших по площади рисунков и надписей при помощи цветных красок или всех оттенков синего цвета.

Элементы и узоры гжельской росписи

Тематика росписи отображает восприятие мастером окружающего мира, это результат развития многовекового народного творчества, впитывающего традиции и культуру. Художниками в своих творениях сочетаются элементы иконописи, бытовые сценки, наблюдения над природой. Чаще всего встречаются природные мотивы, архитектура: растения, птицы или животные, изображения крестьянских домов, церквей или городских улиц.

Современная тематика рисунка разделяется на 4 типа:

  • сюжетный рисунок, включая времена года, пейзажи;
  • орнаментальные – традиционные для гжели сетки-гребенки, усики, жемчужинки, капельки, шашечки и отводки;
  • растительные рисунки – злаки, ягоды, цветы, бутоны, трава, ветви;
  • животные (чаще всего это птицы).

Техника выполнения

Главным правилом гжельской техники росписи является только ручное исполнение рисунка. В работе художниками используются краски белого, голубого и синего цветов. Синий цвет применяется в более, чем 20 оттенках, для майолики применяется пятицветка – белый фон, желтый (соли сурьмы), зеленый (соли меди), синий (соли кобальта), вишневый (моли марганца) цвета.

Набор инструментов художника очень простой: палитра из стекла для смешивания оттенков, кисточки разного типа, шпатели, банки для смеси из окиси кобальта. Классический кобальтовый рисунок наносится при помощи подглазурной техники, то есть орнамент после нанесения покрывается белой глазурью и обжигается. Для нанесения орнаментов применяется специальная азбука мазков, которая у каждого мастера может иметь свои особенности. В основе большинства узоров находится мазок-капелька, при помощи которого изображаются листья, стебли, цветы. Мазок тенями – это обратный мазок в одну стороны с переходом от темного оттенка к светлому.

Самыми популярными узорами являются гжельская роза с размашистыми, крупными мазками и птица.

Гжель с традиционной синей росписью составляет единое целое формы и изделия и декора. Рисунок подчеркивает форму, придает объем и гармонию, оживляет холодный фарфор. Но именно пластика диктует, каким будет орнамент и его оттенок, что именно будет выражено художником в готовом изделии.

Как делается гжельская посуда

Все гжельские изделия можно разделить на фарфор и майолику. Отличает их то, что фарфор производят из белой глины, а майолику из красной. Причем фарфоровые изделия всегда более нежные и хрупкие (наверное, многим из нас доводилось разбивать фарфоровую посуду), а изделия из майолики намного крепче. Различается и сама гжельская роспись — она бывает надглазурная и подглазурная. Надглазурная роспись наносится уже после запекания изделия прямо на глазурь, а подглазурная наносится перед нанесением слоя глазури и запеканием. Подглазурная посуда более практична, ведь на ней можно греть блюда в микроволновой печи, а также мыть ее в посудомоечной машине. Посуде с надглазурной росписью такое применение может нанести вред, и часть рисунка может испортиться или смыться.

Заготовки

Первый этап включает в себя создание заготовок для посуды. Из гипса вытачиваются модели для будущих изделий, они создаются по эскизам художников. Гипсовая форма изготавливается на специальном гончарном круге, затем в эту форму заливается шликер (жидкая фарфоровая масса), который постепенно застывает.

Гипсовая форма впитывает излишки влаги, благодаря чему при высыхании фарфоровое изделие становится более крепким. Интересно, что каждая деталь изделия, будь то ручка для кувшина или рельефные украшения, изготавливается отдельно в различных формах. Работа по соединению этих частей очень кропотливая и требует большой точности и аккуратности мастера.

Подготовка к росписи

На втором этапе заготовка готовится к росписи. Для начала каждое изделие вручную зачищается специальным ножичком, тщательно шлифуется. После чего все швы, которые получились при склейке элементов, тщательно замываются. А все неровности устраняются при помощи поролонового валика.

Только после этих процедур посуда отправляется в печь, на обжиг. Запекаться изделия едут на вагонетках, в них же они завозятся в печи. Первый обжиг длится довольно долго — фарфор запекается около восьми часов.

Контроль и отсев

Третий этап включает в себя контроль за изготовлением и отбраковку изделий. Для того чтобы определить наличие на посуде дефектов, ее опускают в раствор фуксина.

После этого изделия приобретают нежно-розовый цвет, а все швы и неровности становятся ярко-розовыми и становятся заметны. Это происходит благодаря способности раствора фуксина впитываться. Вещество проникает в материал и скапливается на неровных или уплотненных участках. После чего обнаруженный брак либо исправляют, вновь замывая губкой и полируя валиком, либо, если дефект не удается устранить, посуда отправляется в брак и переплавляется.

Роспись

Следующим, четвертым этапом становится роспись изделия. Именно на этом этапе происходит чудесное преображение посуды. Роспись происходит вручную, и каждый мастер, который занимается росписью, имеет свою уникальную и неповторимую манеру. Кроме того, на каждом изделии мастер ставит свою подпись, так тарелка или кувшин становятся авторским произведением искусства.

Специальной беличьей кистью на посуду наносится раствор окиси кобальта. Этот раствор изначально имеет темно-серый цвет и только в результате второго обжига становится насыщенно-синим.

После росписи опорные поверхности изделий покрываются парафином. Мастер вручную окунает изделие в специальную емкость, наполненную горячим парафином.

На пятом этапе изделие приобретает свой конечный облик. После того как посуда «искупалась» в парафине, ее опускают в глазурь. После чего всю посуду снова на специальных вагонетках отправляют на второй обжиг. Он длится намного дольше, чем первый, — целых восемнадцать часов.

Второй обжиг

После этого на свет появляются известные на весь мир изделия гжельских мастеров. Интересно, что почти все этапы труда выполняются вручную и трудятся на таких заводах в основном женщины. Ведь работа эта очень тонкая и кропотливая. Правда, на некоторых заводах существует специальный аппарат для производства чашек, но они имеют весьма простую цилиндрическую форму. Да и ручки для этих чашек все равно производятся вручную и отливаются в гипсовых формах. Дальше изделия фасуются и отправляются на продажу в разные уголки страны и мира.

Наши контакты

+7 (968) 440-12-15